Уточки-мандаринки (этапы работы над статуэткой)

Дневник одной работы: Статуэтка из красной яшмы «Уточки – Мандаринки».

Описание этапов работы.

Я испытывал некоторые сомнения приступая к этой работе, так как никогда ранее не имел дело с яшмой, а главное со скульптурой настолько малых форм. Я работал с гранитом в масштабах позволяющих разгуляться, знаю характер обработки этого камня. Но яшма.. И возможно интерес пересилил мои сомнения, возможно некие магические силы заставили шагнуть в неизведанное, но в результате у меня получилось то, чем остался доволен, а также приобрел опыт работы со столь красивым камнем.

Работая с гранитом, как правило приходилось резать некие неминиатюрные формы, размеры камня позволяли допустить погрешности в точности, но с яшмой этот случай бы не прошел.
С заказчиком была обговорена величина статуэтки и из-за недешевости яшмы, вынужден был искать размер камня лишь с небольшим отклонением плюс-минус.
В этом заключалась первая трудность — красную яшму именно такого размера оказалось найти не просто.. Вторая трудность – цвет. Искал камень через интернет, затем созванивался и часто было так: на словах предлагают красную яшму, а когда по моей просьбе присылают фото, камень оказывается на 10% красным, либо вообще другого цвета.
Мне повезло, я нашел компетентного продавца, который честно рассказал о плюсах и минусах предлагаемой на продажу яшмы. В результате удалось выбрать необходимый камень. А когда получил его, началась работа над статуэткой.

Опять же, из-за ограничения в размере камня, из-за недопустимости ошибки и дабы наверняка попасть в пропорции, вначале решил сделать эскиз. Схематично набросал рисунок.

Наброска оказалось достаточно, чтобы заработало воображение. Используя фотографии уток в интернете, вылепил модель из пластилина. Размер будущей статуэтки получился 12 х 9,5 х 7 см.

Я планировал резать яшму «на глаз», свободно копируя вылепленный эскиз. Но смотря на готовую модель уток, во мне опять проснулись сомнения – смогу ли я точно перенести пропорции в камень? И хоть присланная яшма по своим размерам оказалась больше, чем размер статуэтки обговоренный с заказчиком, в случае вольной резки риск не попасть в пропорции с моделью был велик. Особенно для меня – первый раз имеющим дело с яшмой… Как поведет себя камень в процессе обработки? Да и инструмента для ювелирной обработки у меня особо не было. Конечно же нехватка опыта и специального инструмента, отбросили мою уверенность куда-то неизвестно куда, но отступать уже не мог, нужно было что-то предпринимать.

Я вспомнил об уникальном приспособлении для точного копирования модели в камень. Пунктировальная машинка скульптора. Принцип ее действия очень прост: с помощью замера точек выступающих и наоборот деталей на модели и переноса их на камень, можно точно скопировать модель. Копиисты с успехом используют ее. В свое время, когда планировал заниматься скульптурой профессионально, искал ее, но безрезультатно — все-таки очень специфический инструмент..
Возможно мне опять помог Бог, именно сейчас в интернете на глаза попалось объявление о продаже этого чудо-изобретения!

Когда стал счастливым обладателем пунктир-машинки, пластилиновую модель, для начала, нужно было перевести в гипс, этого требует технология работы с машинкой.

На фото процесс изготовления разъемной гипсовой формы.

Как только застыл гипс и прошла температурная реакция, форму отделил от пластилиновой модели.
Затем все детали формы собрал в одно целое, перевязал скотчем чтобы не распадались, смазал мыльной пеной и залил гипсовую модель.

Когда гипс застыл, по частям аккуратно разобрал форму и извлек модель.

Пришло время обработки камня. Когда на стол рядом были выложены кусок яшмы и гипсовая модель, я все еще смутно понимал с чего начинать работу..

В помощь пригласил своего напарника и вместе мы стали приспосабливать пунктировальную машинку.
Обычно процесс работы с машинкой, предполагает перемещение с модели на камень и фиксацию на них по трем установочным точкам, но в нашем случае пришлось фиксировать машинку на столе, а перемещать относительно нее модель, а затем камень.
На столе обрисовали нашу гипсовую модель и отметили четыре точки по периметру на столе и на модели. Затем линейкой промеряли основание статуэтки и обрезали по этому размеру камень. Теперь на камне по границе его основания, отметили четыре точки как и на модели, и стало понятно, что делать далее..

Выставив на столе относительно нашей разметки модель, иглой пунктировальной машинки промеряли самую выступающую точку, соответственно на камне эта точка показала на сколько нужно углубиться. Эту манипуляцию проделали по всем сторонам сверху и сбоку.
Яшму резали, страшно сказать, болгаркой и обычной обрезной фрезой по граниту, без воды с огромным количеством красной пыли.. Мой напарник заготовку практически держал в руках, а я резал. У нас не было специального распиловочного станка для ювелирной резки, мы отдавали себе отчет насколько рискуем, но на удивление все шло как по маслу. В труднодоступных местах вообще использовали пневматическое зубило, так как яшма оказалась довольно твердой в обработке, практически как гранит… Стучать молотком по скарпели было малоэффективно и опасно, в этом отношении пневматику можно хоть как-то контролировать.

Конечно же я понимал, что с пунктировальной машинкой процесс работы над статуэткой удесятерится по времени, к тому же она не приспособлена для копирования настолько мелких деталей, но так нетерпелось проверить ее в работе! Я решил, что по крайней мере, перенесу с ее помощью основные, базовые детали формы, а всю мелкую деталировку сделаю на глаз.

Бесконечно меняя местами модель и заготовку, промеряя точку за точкой, мы двигались вглубь)))

Пришло время использовать инструмент для мелкой деталировки, тут уже не обошлось без бормашины. С ее помощью удалось проработать мелочи, но из-за твердости камня, буры и фрезы китайского производства, купленные на местном рынке, «убивались» за секунды.
Повторюсь, специального ювелирного инструмента у нас не было и приходилось обходится тем, что имели под рукой. Иногда, например, в руки бралась маленькая болгарка и обрезным кружком делались насечки, которые потом убирались пневмо-зубилом. Делалось это для того, чтобы хоть как-то сэкономить китайские фрезы, которые уничтожались десятками за час и которые пригодились бы для конечной обработки.

На фото мой напарник «стирает» очередную дешевую китайскую фрезу.

В определенный момент я понял, что справлюсь сам и как бы мне не хотелось работать над статуэткой вместе, напарника пришлось отпустить, можно сказать освободить от моих мук творчества))) К тому же я наконец-то прочувствовал тонкости обработки, нашел оптимальный технологический режим и вторые руки оказались лишние. Надеюсь, Валера на меня не обиделся, ему явно понравилось работать с яшмой.

По всей видимости, у меня открылось второе дыхание и до этого только раздражающие китайские фрезы вдруг заработали! Ставя их под определенным углом и варьируя наклон, удавалось максимально извлечь из них КПД, прорезая тонкие детали. Но это относится лишь к обрезным фрезам, остальная китайская продукция совершенно скомпрометировала себя.
Модель стояла рядом, мне оставалось лишь «срисовывать» детали на глаз. Пунктировальная машинка была уже не нужна. Вначале я делал черновую обработку, потом менял обрезные фрезы на шлифовальные. Статуэтка дивным образом преображалась и это вдохновляло!

После того, как все мелкие детали были прорезаны и отшлифованы, пришло время полировки. Имеющиеся в наличии китайские полировальные кружки оказались жесткими и не позволяющими добраться во все углубления, поэтому из войлока сделал кружки необходимого диаметра и толщины, прификсировал болтиками на держатели вместо обрезных фрез, нанес на яшму полировальную пасту и … меня ждали незабываемые впечатления от красоты яшмы!

Сегодня 11.01.2012. Вся работа с лепкой модели и резкой яшмы заняла 15 дней. О результатах конечно судить Вам. Но сейчас передо мной работа, которая лично мне симпатична и пусть это звучит нескромно – нам удалось сделать миниатюрную скульптуру из твердого камня без какого либо специального ювелирного оборудования, используя лишь то, что доступно на любом рынке.. А на будущее, конечно же, сделаны выводы по поводу инструмента и технологии работы с яшмой.

 

© 2016 — 2017, www.gravestone.su. Все права защищены.


← Назад